Lost Alpha (Тени Чернобыля)
Начнем с одного из самых проработанных модов. Да и самого, пожалуй, масштабного. Фанаты его очень ждали, ведь энтузиасты были готовы вернуть все некогда обещанное разработчики, но вырезанное в последствии. И, как бы это было не легко, в 2017-ом году они это сделали. Семь лет разработки, но они сделали свое дело и это было…Это было перерождение! Словно вышел ремастер, качественный и реиграбельный.

Если вкратце, мод доводит графику до уровня «Зов Припяти». То есть по закону последнего писка моды. Кроме того, увидишь ты там переработанные, расширенные старые локации, несколько новых и появление группировки «Грех». Изначально, по замыслу разработчиков, эта группировка собравшихся под единое крыло мутантов. Те немногие, кто выжил от большой радиации и пережил лучевую болезнь, но теперь изуродованы. Их все боятся, да и они с недоверием относятся к одиночкам и монолитовцам. Впрочем, они такие же фанатики, как последние. Но если оценивать их взгляд на божественную сущность Зоны, то видно, что они диаметрально противоположны друг другу.  А верят они в то, что Зона – искупление людских грехов. Помнится в это же верил и Ной из «Зова Припяти» и был занят постройкой Ковчега.

Помимо серьезных вещей еще много косметики, наподобие управляемого транспорта. Да и на свои авторские фишки не поскупились. Лучшие решения из других популярных аддонов тоже можно найти. Так что, по понятным причинам – это сборная солянка все лучшего. На выход она работала не очень стабильно, но сейчас после пары фиксов дела пошли получше.

Call of Misery (Все)
В отличие от прошлого мода, может история разработки не такая богатая, но модификация вышла на все игры серии. Сначала она заслужила успех среди фанатов «Теней Чернобыля», потом на волне популярности для «Чистого Неба» вышел порт и уже в конце существования глобальный и абсолютно самостоятельный мод достиг гавани Припяти. 

В остальном изменений много, но не сильно отличаются. Call of Misery имеет те же корни, что и Call of Chernobyl для «Зов Припяти». Те же графические, геймплейные, идейные корни. Но для «Зова» это, можно сказать, отдельная игра. Там нет сюжета, но есть полная свобода действия по тридцати локациям из всей трилогии. Конечно, моменты и ситуации случаются разные, бандитские стычки, запросы военных, нельзя сказать, что все это пустое. Но цельного повествования нет. Во время начала игры тебя спросят: «В какой группировки ты начнешь свою жизнь на Зоне?» и скинут бороздить просторы с полной свободой выбора. Мини-ММО, только без других игроков. Квесты простенькие, есть элементы выживания, крафт, охота, да и сложность довольно-таки высокая. Как если бы в игре Dying Light была вечная ночь. Новый лут, оружия, броня, сканеры аномалий, еда, алкоголь – хоть делай скрины с горами.

Но только на этом моде создатели не остановились и работают с другими проектами. Для Call of Misery так уж вышло, есть куча модификаций, которые создавались под конкретные нужны пользователей. Например, Echo of Misery и Last Day.

Долина шорохов (Зов Припяти)
Маленький, но качественный сюжетный мод. Новая локация под тем же названием скрывает пару тайн, которые игрок отправится разгадывать. Помните артефакт «Сердце Оазиса»? Нам говорилось про него, что многие исчезли в поисках этой добычи. Майор Дягтерев получил возможность найти их. Завязка кажется простой, но написан сценарий толково и хорошо сохраняет атмосферу. И не скажешь, что это фанатский мод. Кроме основного сюжета есть несколько побочных заданий. Единственное, что хромает… озвучка. Но это сильно мешает? Нам не мешало, удовольствие получали. Ведь мы не только попадаем на новую локацию, но еще и жизнь там кипит как может, и скучать не дает примерно, как «Свалка».  Однозначно рекомендуем познакомиться!

Путь во Мгле (Зов Припяти)
Еще один сюжетный мод. В сталкерских кругах известный. Больше и богаче предыдущего. Но больше лишь немного. И он более жизненный. Наверное. Если рассматривать жизнь с того ключа, что не каждый здесь герой. В этом моде мы будем играть за самого обычного Сталкера без каких-либо секретов и пунктиков на тайны. Да и не за какого-либо вояку из элитной организации. Но здесь все крайне круто с сюжетом и динамикой повествования, есть свои отлично поставленные кат-сцены, сценарий и диалоги на уровне Metro. А сам сюжет затрагивает некую погоню за артефактом, обнажая людскую алчность и жадность.

Мод затронул локации Кордон, Свалка, Бар и Курчатов. Появилась новая группировка «Спектрум», довольно сомнительные ученые и охранники артефакта, можно сказать антагонисты игры и главные вседержители тайн.

Autumn Aurora (Тени Чернобыля)

Хоть хотелось и не затрагивать особо графические модификации, эта немного выбивается из общего числа и предлагает не просто улучшенную графику, а атмосферу безмятежной осени на полях Зоны. Тебя ждет замена всех текстур на новые, буквально 2018 года, новые звуки, музыку. Улучшения геймплея, лут, оружия, также есть среди изменений, чтобы перепроходить совсем уж скучно не было. Ну и…не то чтобы новый уровень сложности, скорее их отсутствия. В игру привносится хардкор, достойный самых эпичных выживастиков. Атмосфера становится в этой модификации мрачнее и уже не ощущается надежда, люди напряжены, песни грустнее, костры не горят, а календари врут. Теперь зона не какое проходное место.   Зона – это опасное место, живое, непредсказуемое и переменчивое в своих законах.

Old Good S.T.A.L.K.E.R. Evolution (Тени Чернобыля)
Очередной мод, призванный вернуть изначально-заявленную концепцию. Возвращается реалистичность, меняется игровой баланс в сторону вражеских игроку сил, а вернее, уравнивая тебя с ними. Несколько новых квестов, какие-то на «принеси-подай», какие-то имеют любопытный сюжет или поворот. Кроме того, основной сюжет делает более гибким за счет расширенной ветки и не кажется, что резко обрывается. В том числе благодаря расширенным диалогам, которые позволяют задавать вопросы, ранее не были заданы самой игрой, но пользователь испытывал небольшие сомнения. Ответы теперь выйдет получить на куда больше вещей, мир стал понятнее, его функции. Далее стандартный набор, улучшенные звуки, текстуры, новое оружие, торговцы, транспорт, появляются напарники и теперь лут не фиксированный, так что добавляется разнообразие в награды. Мод хороший и не перелопачивает твою любимую игру, а лишь делает атмосферу глубже, симуляцию жизни интереснее.

На что стоит обратить внимание?
Clear Sky Complete небольшая, но очень красивая и насыщенная модификация направленная не столько на графику, сколько на цвета и атмосферу. Её создавали профессиональные художники и композиторы. Так что и над музыкой поработали. Звучит все правдоподобнее и реалистичнее, а картинка теперь не серая, а натуральная. Закатами любуешься, как будто на пляжах Малибу. Дожди хлещут, как осенними питерскими вечерами и оставляют лужу, в которых позже отражается живое чернобыльское солнце. Такое, будто бы оно существует отдельно от остального мира. Его подарили Зоне.

«Время Перемен» — это сюжетная модификация, раскрывающая нам Шрама, как человека. После «Чистого неба», где он представлен главным героем, остается вопросы: «Кто он?», «Что им движет?». Фанаты решили представить свою версию истории и продолжили его сюжет после завершения оригинальной игры.

По Сталкеру куча модов, как сюжетных, так и графических, геймплейных. Все их перечислять можно век, уместятся в курсовую. Поэтому предлагай нам моды, с которыми ты сам познакомился. Зона к нам скоро вернется, это уже не шутка, а потому пора бы вспоминать на каких столпах зиждется этот мир.